Признание уникальности и ценности человеческой жизни, необходимости обеспечения гарантий и прав ребенка на развитие, реализацию своих  образовательных потребностей отражает гуманистические тенденции в современном обществе и  закрепляется в законодательстве Российской Федерации и ряде международных документов.

В качестве одного из приоритетных направлений современной специальной педагогики рассматривается необходимость включения в систему образования  тех детей, которые в силу тяжести двигательных нарушений  развития не были охвачены  процессом обучения и оказывались за его пределами.

В последние десятилетия в отечественной и зарубежной кинезипедагогике произошли позитивные изменения, связанные как с научными и практическими достижениями в области  медицины, так и с  принципиально новым уровнем объединения усилий различных специалистов. Ранняя диагностика двигательных нарушений,  интенсивная разработка методов   коррекции двигательной функции  с использованием последних достижений в области ортопедии  сделали актуальной проблему оказания  педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста, разработку моделей их включения в  массовые образовательные учреждения. Научно-методическое обеспечение сложившейся в отечественной кинезипедагогике коммуникативно-деятельностной системы обучения детей с двигательными нарушениями связано с совершенствованием технологий двигательного развития детей раннего возраста (О.Г.Приходько, Л.А. Стребелева, П.С.Вайзман и др.), технологии двигательной коррекции детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (А.А.Потапчук, А.П.Дидур, А.А.Наумов), технологии двигательной коррекции детей с тяжелыми нарушениями речи (М.С.Калижнюк, А.В.Семенович др.,  технологии дигательной коррекции детей с нарушениями слуха (Хода и др.). Интеграция достижений в области медицины и педагогики   обусловили более высокий уровень абилитации и реабилитации детей с двигательными нарушениями, расширили возможности социальной интеграции  за счет более ранней коррекции недостатков развития двигательной функции.

Однако несмотря на эти достижения, среди детей с двигательными нарушениям  выявляется достаточно большое количество дошкольников, отстающих в развитии и испытывающих повышенные трудности в обучении движениям,  что обусловлено наличием  комплексных нарушений развития, при которых  снижение работы двигательной функции сочетается с недостатками умственного,  эмоционального развития.

Цель курса –  формирование у студентов представлений о принципах работы двигательного анализатора, способах переработки информации в центральной нервной системе (ЦНС); нейронных механизмах сенсорных процессов, движений, памяти, обучения, функциональных состояний и эмоций, мышления, речи; о методах  исследования двигательной функции.

Задачи:

Студенты должны получить представление также о дифференциальной психофизиологии, которая изучает зависимость психологических особенностей человека от индивидуально-типических различий в деятельности регуляторных систем (мозга, эндокринной системы и др.). Для понимания формирования  и нарушений двигательной функции в онтогенезе необходимо сформировать у студентов представление о биологических закономерностях и критериях созревания.