Признание уникальности и ценности человеческой жизни, необходимости обеспечения гарантий и прав ребенка на развитие, реализацию своих образовательных потребностей отражает гуманистические тенденции в современном обществе и закрепляется в законодательстве Российской Федерации и ряде международных документов.
В качестве одного из приоритетных направлений современной специальной педагогики рассматривается необходимость включения в систему образования тех детей, которые в силу тяжести двигательных нарушений развития не были охвачены процессом обучения и оказывались за его пределами.
В последние десятилетия в отечественной и зарубежной кинезипедагогике произошли позитивные изменения, связанные как с научными и практическими достижениями в области медицины, так и с принципиально новым уровнем объединения усилий различных специалистов. Ранняя диагностика двигательных нарушений, интенсивная разработка методов коррекции двигательной функции с использованием последних достижений в области ортопедии сделали актуальной проблему оказания педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста, разработку моделей их включения в массовые образовательные учреждения. Научно-методическое обеспечение сложившейся в отечественной кинезипедагогике коммуникативно-деятельностной системы обучения детей с двигательными нарушениями связано с совершенствованием технологий двигательного развития детей раннего возраста (О.Г.Приходько, Л.А. Стребелева, П.С.Вайзман и др.), технологии двигательной коррекции детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (А.А.Потапчук, А.П.Дидур, А.А.Наумов), технологии двигательной коррекции детей с тяжелыми нарушениями речи (М.С.Калижнюк, А.В.Семенович др., технологии дигательной коррекции детей с нарушениями слуха (Хода и др.). Интеграция достижений в области медицины и педагогики обусловили более высокий уровень абилитации и реабилитации детей с двигательными нарушениями, расширили возможности социальной интеграции за счет более ранней коррекции недостатков развития двигательной функции.
Однако несмотря на эти достижения, среди детей с двигательными нарушениям выявляется достаточно большое количество дошкольников, отстающих в развитии и испытывающих повышенные трудности в обучении движениям, что обусловлено наличием комплексных нарушений развития, при которых снижение работы двигательной функции сочетается с недостатками умственного, эмоционального развития.
Цель курса – формирование у студентов представлений о принципах работы двигательного анализатора, способах переработки информации в центральной нервной системе (ЦНС); нейронных механизмах сенсорных процессов, движений, памяти, обучения, функциональных состояний и эмоций, мышления, речи; о методах исследования двигательной функции.
Задачи:
Студенты должны получить представление также о дифференциальной психофизиологии, которая изучает зависимость психологических особенностей человека от индивидуально-типических различий в деятельности регуляторных систем (мозга, эндокринной системы и др.). Для понимания формирования и нарушений двигательной функции в онтогенезе необходимо сформировать у студентов представление о биологических закономерностях и критериях созревания.
- Преподаватель: Татьяна Эдуардовна Токаева