Под психологическим сопровождением понимают систему организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для родителей (Т. Яничева, 1999).
Стратегическая цель психологического сопровождения формулируется как создание и подержание в семье развивающей среды, способствующей максимально полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала каждого ребенка.
По мнению Р. В. Овчаровой психологическое сопровождение включает:
• сопровождение естественного развития родительства;
• поддержку родителей в трудных, кризисных и экстремальных ситуациях;
• психологическое ориентирование процесса семейного воспитания.
Как технология т. е. реальный целенаправленный процесс в общем пространстве деятельности с конкретным содержанием, формами и методами работы, соответствующими задачам конкретного случая. Эта технология отличается от других, например психокоррекции, психологического консультирования, следующими особенностями:
• позицией психолога и других субъектов сопровождения;
• способами взаимодействия и разделением ответственности психолога с родителями;
• приоритетами видов (направлений) деятельности психолога в работе родителями;
• стратегическими целями: развитием личности родителя как субъекта семейного воспитания;
• критериями эффективности работы психолога в терминах субъектности личности родителей, связанной с принятием родительской ответственности.
Существуют разноообразные методологические подходы в воспитании родителей, используя которые можно осуществлять психологическое сопровождение родительства. Каждый из них направлен на решение определенных практических задач и должен быть соотнесен как с семейными ценностями, так и психологическими трудностями родителей.
- Преподаватель: Надежда Анатольевна Кирилова